Эта простая и очень надежная полноприводная машина многие годы с успехом
эксплуатировалась не только у нас в стране, но и за рубежом (в 56 странах!). Она
заслужила всемирное признание наравне с английским внедорожником Land Rover,
американскими моделями Willys и Jeep
Первые опытные образцы «Труженика» (так поначалу назвали ГАЗ-69), созданные группой
конструкторов под руководством Г.М.Вассермана, появились уже в 1948 году. «Шестьдесят
девятый», как и любой полноприводный автомобиль того времени, имел раму, которая
штамповалась из листовой стали. Она состояла из двух закрытых лонжеронов коробчатого сечения,
соединенных шестью поперечинами, пять из которых приваривались дуговой сваркой, а одна
присоединялась заклепками. Внедорожник имел упрощенный кузов с цельнометаллическим
основанием и съемным брезентовым верхом. В кузове было предусмотрено все необходимое, в том
числе кронштейны для крепления лопаты, топора, носилок, проемы для хранения съемных верхних
половинок дверей. Тент вместе со своим каркасом при необходимости убирался в кузов.
Автомобиль существовал в двух модификациях. ГАЗ-69 -двухдверный кузов с задним откидным
бортом, предназначенный для перевозки восьми человек или двух пассажиров и полутонны груза.
У ГАЗ-69А - четырехдверный пятиместный кузов.
В кузове ГАЗ-69 на двух боковых скамейках легко размещалось до шести человек
Подвеска - рессорная зависимая.
Тормозная система, за исключением стояночного тормоза, и рулевое управление
такие же, как у ГАЗ-М-20 Победа.
Стоит отметить, что более половины деталей «шестьдесят девятого» были унифицированы с
другими моделями Горьковского автозавода (ГАЗ-М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-12). Например, сцепление и
коробка передач - как у ГАЗ-М-20, но с иными передаточными числами. Трехступенчатая коробка
передач и двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивали широкий диапазон изменения
тягового усилия.
Двигатель - четырехцилиндровый нижнеклапанный ГАЗ-20. Рабочий объем чуть больше двух
литров, мощность - 55 л с при 3600 об/мин. Имелись
пусковой подогреватель и охлаждающий радиатор системы смазки.
Лучший внедорожник
В 1957 году «шестьдесят девятый» вышел на мировой рынок, начался его экспорт для нужд армий
многих государств. Он стал победителем международных испытаний в Юго-Восточной Азии и
быстро приобрел мировое признание. Техническая документация на газовский внедорожник была
передана Северной Корее и Румынии, которые развернули его производство на своих заводах.