Как правильно выбрать лебедку для внедорожника Автомобиль повышенной проходимости давно уже стал привычным атрибутов современной цивилизации. Конечно, зачастую джипы приобретаются автомобилистами из соображений имиджа или вместительности, но даже такие водители иногда пользуются внедорожными свойствами своего автомобиля. А что говорить о жителях сельской местности и северных районов? Для них полный привод — это повседневная необходимость! А ведь есть еще и спортсмены, специализирующиеся на гонках по бездорожью, рыбаки и охотники, постоянно заезжающие в глухомань и бездорожье. И, наверняка, практически все водители автомобилей повышенной проходимости сталкивались с тем, что возможности их боевых машин, какими бы грозными они не были с виду, все же не беспредельны. И тут возникает вопрос - а как повысить внедорожные качества джипа.
Одним из возможных ответов на данный вопрос является лебедка. Давайте рассмотрим поподробнее, как правильно выбрать лебедку для Вашего автомобиля.
Прежде всего, следует определиться с типом лебедки. Лебедки бывают с приводом от коробки отбора мощности от двигателя автомобиля, бывают гидравлические, использующие, например, высокое давление от насоса гидроусилителя, и бывают электрическими.
Первый вариант не очень интересен для автомобилистов, читающих эту статью. Как правило, это лебедки установленные на заводском конвейере при производстве автомобиля фирмой изготовителем. Хорошие лебедки с приводом от двигателя автомобиля делает, например, Toyota. Под приборной доской во внедорожниках, укомплектованной такой лебедкой, появляется дополнительный рычаг, стоит его повернуть — и лебедка заработала. К недостаткам данного варианта относится тот факт, что управлять работой такой лебедки можно только с водительского места — ведь делается это с помощью вышеупомянутого рычага и педали газа. Ну и конечно, основной особенностью такого типа лебедок является то, что либо она уже есть на автомобиле «с рождения», либо ее нет, и уже ее туда поставить практически никак невозможно. Поэтому переходим к тем типам лебедок, которые можно приобрести в магазине автозапчастей и установить на автомобиль, уже находящийся в эксплуатации.
Интересным типом таких лебедок являются гидравлические. Они используют, как правило, штатный насос высокого давления от гидроусилителя рулевого механизма автомобиля. Конечно, для этого необходимо, чтобы производитель гидравлических лебедок разработал систему крепежа и фиттингов именно для Вашего автомобиля повышенной проходимости, т.к. переходники, изготовленные кустарным образом, могут оказаться не столь надежными, как заводские, а в случае выхода их из строя перестанет работать гидроусилитель автомобиля, что, согласитесь, может быть весьма опасно и неприятно. Большим плюсом гидравлических лебедок является то, что запас энергии для их работы практически не ограничен — лишь бы было горючее в баке, в то время как электрические лебедки легко сажают аккумулятор, заставляя их владельцев либо использовать их весьма экономно, либо ставить на автомобиль дополнительный аккумулятор с соответствующими затратами финансов и увеличением веса автомобиля. Еще можно указать такие плюсы гидравлических лебедок как то, что они без проблем работают под водой и имеют меньший вес. Минусы тоже есть — если у Вас по каким-то причинам заглох и не заводится двигатель, то о работающей лебедке тоже можно забыть, в то время, как электрическая лебедка была бы еще какое-то время работоспособна. Ну еще один минус заключается в том, что гидравлическая лебедка устанавливается далеко не на каждый автомобиль. Среди товарных марок гидравлических лебедок можно упомянуть такие бренды как Mile Marker, Ramsey.
Наиболее популярным и распространенным типом лебедок являются электрические лебедки. Большой популярностью пользуются электрические лебедки Warn, Superwinch, есть также большое количество других производителей — американских, китайских и отечественных. Как я уже упомянул, основным недостатком электрических лебедок является высокий расход электроэнергии, который быстро опустошает штатную аккумуляторную батарею автомобиля и вынуждает идти на такие шаги, как установка дополнительной аккумуляторной батареи, что, в свою очередь, ведет перестройке электрических цепей внедорожника, зачастую требует установки более мощного генератора и весьма увеличивает вес полноприводного автомобиля. Еще одним недостатком, по мнению опытных джиперов, является сравнительно невысокий ресурс этого типа лебедок.
После того, как Вы сделали основной выбор — выбор типа лебедки, следует определиться с ее тяговым усилием. Достаточно простым правилом является то, что тяговое усилие лебедки должно составлять приблизительно в 1.5 раза больше снаряженного веса вашего внедорожника. Если Вы сомневаетесь, взять лебедку большей или меньшей мощности, следует иметь в виду что за большее тяговое усилие и больший ресурс, которым обладает более мощная лебедка, приходится расплачиваться большим весом, энергопотреблением, меньшей скоростью намотки троса и, конечно же, большей ценой мощных лебедок. Поэтому не увлекайтесь.
Ну вот, вкратце, и все. Надеюсь, эта информация поможет Вам стать настоящим джипером и покорителем бездорожья.
Источник: Новгородский АвтоПортал NovgorodAUTO.ru
Добавлено (18.11.2010, 10:44)
---------------------------------------------
Классификация лебедок
А) Электрические лебедки.
В них барабан приводится в движение электромотором, установленным в
корпусе самой лебедки. Энергию мотор берет от аккумулятора автомобиля.
Неоспоримым преимуществом данного вида лебедок является
то, что они очень просты в монтаже. Достаточно установить лебедку на
автомобиль и бросить провода на аккумулятор. И лебедка готова к
эксплуатации. Но есть и очень существенные минусы. Во-первых, при
эксплуатации в сложных условиях, когда внутрь корпуса попадает вода и
грязь, лебедка очень быстро выходит из строя. Во-вторых, у них очень
большой расход электроэнергии. Большинство машин не могут длительное
время использовать лебедку. Садится аккумулятор, и требуется время
чтобы его зарядить. Что касается отечественных автомобилей, то
использование электрической лебедки на них может осуществляться лишь
очень непродолжительный отрезок времени. Слишком мало ампер*часов.
Кажется у Нивы 55, а у УАЗа около 60. Для сравнения - у 80-ки 140 а*ч.
Производителей лебедок, представленных на нашем рынке, тоже можно
разделить на 3 группы. Это дорогие импортные (WARN, Mile Marker и т.п),
более дешевые китайские и корейские (Winch, Come Up) и отечественные
(Спрут и пр.) Мне кажется, что при работе в отечественных условиях, все
эти лебедки достаточно быстро выходят из строя. Поэтому нет смысла
ставить дорогую импортную лебедку, все равно сгорит. Лично для себя я
выбрал недорогую и вполне неплохо собранную китайскую лебедку Winch. По
качеству она превосходит российские аналоги, в чем я не раз убедился, и
стоит гораздо дешевле WARN-а.
Вывод. Электрические лебедки можно использовать только для
непродолжительных и нечастых винчеваний. В противном случае можно
посадить аккумулятор. Так же электрические лебедки не обладают большим
ресурсом и часто ломаются в самый неподходящий момент. Если владелем
предполагается эксплуатация машины на серьезном бездорожье, то
электрическая лебедка - не лучший выбор. Приходится переделывать
систему энергоснабжения, т.е. ставить более мощный генератор что бы
имееть возможность поставить более энергоемкий аккумулятор. А это уже
выходит за рамки темы бюджетного внедорожника.
Б) Механические лебедки.
У этих лебедок барабан приводится в движение двигателем автомобиля.
Крутящий момент двигателя передается на лебедку через вал отбора
мощности, установленный на раздаточной коробке. Поэтому ни о каком
расходе электроэнергии речи быть не может. Что бы воспользоваться
лебедкой надо включить нейтральную передачу на раздатке и одну из
передач на коробке. Для намотки троса - это передачи переднего хода,
для размотки - заднего. Т.е выбирая передачу и обороты двигателя можно
регулировать скорость вращения барабана. Еще один плюс механических
лебедок - это их исключительная надежность. Ходят легенды о японских
лебедках, в которых уже вместо смазки песок и вода, но тем не менее они
продалжают исправно работать. Но к большому сожалению есть одно
огранечение при монтаже механических лебедок. РК автомобиля должна
иметь окно для установки вала отбора мощности. В мире очень мало
внедорожников, которые имеют такую возможность. Это TOYOTA, NISSAN и
пожалуй это все, что мне удалось вспомнить. УАЗ и Нива возможности
установки механики лишены. Существуют некоторые самопальные схемы валов
отбора для РК УАЗа, но это так же выходит за рамки постройки бюджетного
внедорожника. Т.к. я уже говорил, что использовал то, что можно
свободно купить в магазине. Пожалуй еще несколько минусов для тех, кто
может установить механическую лебедку. Для того чтобы использовать ее,
кто-то должен находиться за рулем. Так же нельзя воспользоваться
лебедкой если заглох двигатель, например залился. При использовании
электрической лебедки можно выйти на берег только за счет аккумулятора.
Вывод. Механика почти идеальный вариант для тех, кто ездит по
бездорожью часто и охотно. Установив такую лебедку, можно забыть о ней
на очень долгое время. Надо лишь вовремя чистить ее и смазывать, и она
прослужит очень долго.
В) Гидравлические лебедки.
В таких лебедках барабан приводит в движение насос гидроусилителя руля.
Для передачи усилия от насоса к самой лебедке служит масло. Как
устроены гидравлические лебедки я точно незнаю, т.к. никогда не видел
их. Принципиальных схем я тоже не встречал. Но по опыту эксплуатации
ГУР-а могу сказать, что рано или поздно любой гидравлический механизм
начнет сопливиться и поджирать масло. Еще пара минусов - нельзя
поворачивать колеса во время работы лебедки. Насос не выдержит такой
нагрузки. И 2-ой минус - сложность установки. Это связано с тем, что
придеться изготавливать уникальные переходники и штуцерные соеденения.
Хотя гидравлику можно поставить на любой автомобиль с ГУР-ом, но вот
цена вопроса будет решаться каждый раз по разному. УАЗ и Ниву
оборудовать гидравлической лебедкой можно, т.к у них есть ГУР.
Анологично механической лебедке, гидравликой нельзя воспользоваться
если заглох двигатель и она так же не потребляет электроэнергию.
Вывод. Гидравлическая лебедка больше подойдет тем, кто эксплуатирует
машину на бездорожье, нежели на дороге. В отличие от механической
лебедки гидравлику можно установить практически на любую машину. Но
цена такой установки будет высокой. Гидравлическая лебедка не
потребляет электроэнергии и более надежна в работе, по сравнению с
электрической лебедкой. Но есть риск, что со временем появятся утечки
масла, которые будут прогрессировать. Их ремонт тоже стоит дорого.
Теперь пару слов об установке лебедки на машину. Во-первых, лебедка
должна быть закреплена на раме. Ни какая установка на кузове
недопустима. Ставить лебедку надо либо спереди, либо сзади, в
зависимости от направления винчевания. Установка лебедки в центре -
глупость. В случае поломки лебедки извлечь ее из-под машины будет очень
трудно. К тому же невозможно контролировать процесс намотки троса. Блок
управления, желательно, поставить повыше и в защищенном от грязи месте.