[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Модератор форума: Fuhrer, Dimentor  
Форумы » ФОРУМ » По страницам истории » РОДНАЯ КУЛЬТУРА (В этой теме мы поговрим о нас, т.е. о славянах.)
РОДНАЯ КУЛЬТУРА
acetilenkaДата: Вторник, 04.01.2011, 08:44 | Сообщение # 61
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 515
Награды: 17
Репутация: 10
Статус: Offline
Рождественские традиции славян

Любит наш народ жаловаться на трудности. А праздновать любит ещё больше, несмотря ни на какие трудности. В советский период праздник Рождества Христова официально не праздновали, поэтому многие обряды стёрлись из памяти. Однако, в тяжёлое послевоенное время в глухих деревнях, где жители после тяжёлой работы сами себе придумывали развлечения, праздничные народные традиции соблюдали свято.

О том, как в те далёкие годы праздновали Рождество, корреспондент «ПН» попросила рассказать першотравенских старожилов. Все они приехали строить новый город из разных уголков огромного Советского Союза, их детство прошло в разных республиках. Но, как оказалось, традиции всех славянских народов очень схожи.

Обычай в зимнее время собираться на вечерницы существовал во всех украинских, российских и белорусских деревнях. Долгими холодными вечерами в чьей-нибудь хате собирались и стар, и млад. Женщины при свете тусклой лампадки пряли, вязали и вышивали, мужчины чинили или мастерили домашнюю утварь, дети тут же играли в игры или слушали байки взрослых. Молодёжь веселила народ, состязаясь в песнях и плясках, частушках да прибаутках. Старшее поколение вспоминает, как после войны все жили бедно, но дружно и весело. В снежные зимы для катания с горки дети делали для себя своеобразные скользкие и надёжные «санки». Несмотря на то, что в разной местности их называли по-разному (на Украине - «калганы», в России - «ледянки»), «технология изготовления» везде одинакова. Коровью «лепёшку» вместе с концами верёвки на ночь заливали водой на морозе – и на утро быстрые сани готовы!

Вера Алексеевна родилась и выросла в Белоруссии, в селе под Могилёвом. Она вспоминает, как за две недели до Рождества женщины и девушки начинали вышивать новые рушники – в такой великий праздник хату украшать нужно было непременно новыми вышиванками. Накануне праздника в доме ставили ёлку и украшали её самодельными украшениями. А вырезали их из цветных тетрадных обложек и просто чистых страниц, иногда в ход шли даже газеты. Вера Алексеевна до сих пор помнит, как вырезала снежинки, мастерила хитроумные корзинки и пышные гирлянды. А мама готовила из свеклы удивительно вкусные конфеты, которые тоже вешала на ёлку.

Несмотря на трудное послевоенное время, для рождественского стола готовили праздничные блюда. Больше всего Вере Алексеевне запомнились голубцы с перловой кашей. Традиционную рождественскую кутью также готовили из перловой каши, а украшали самодельными конфетами.

Валентина Николаевна, чьё детство прошло в Смоленской области, также наряжала ёлку бумажными украшениями. Помнит, как под Рождество родители резали поросёнка, мясо «растягивали» на целый год. Но на Рождество обязательно готовили необычайно вкусное блюдо под названием «зуберь», освящали его в церкви и только после этого ставили его на стол. Ещё обязательно пекли пирожки, булочки, чтобы наутро раздавать «колядникам». Вечером под Рождество молодые парни и девушки наряжались и ходили по домам. Однажды она придумала нарядиться великаном, приспособив на голову … подушки.

Супруг Валентины Николаевны, Алексей Емельянович, вырос под Казанью. Смолоду он был знатным балалаечником, а потом, продав корову, родители купили ему баян, так что без молодого красивого парня не обходилась ни одна вечеринка в родном посёлке. Алексей Емельянович тоже охотно вспоминает рождественские гулянья, как рядились в поросят, козлов, чтоб никто не узнал, и заходили в избу, где собирались вечерницы – попугать да повеселить народ.

Анатолий Иванович вспоминает, что на Хмельниччине под Рождество обязательно варили вареники с капустой, пекли пирожки с фасолью, готовили сладости из сахарной свеклы и тыквы, варили узвар из сухофруктов. Кутью варили из пшеницы, заливали узваром, добавляли сухофрукты и орехи.

Вечером в хату вносили солому, дети стелили её по полу толстым слоем – это был «дидух». Ещё вносили большой топор и клали его под стол. Когда семья садилась за стол, все по очереди ставили ноги на топорище, чтобы быть крепкими, как железо. За стол садились после того, как на востоке взойдёт яркая звезда.

Утром компании молодёжи с колядками ходили по домам, брали большую охапку «дидуха», выносили за ворота и поджигали. Пока горит костёр, парни и девушки через него прыгали, хозяйка выносила им угощение, а когда костёр догорал, пепел сметали в форме креста. Это был своеобразный знак, что во дворе уже побывали колядники.

Дина Семёновна, выросшая в селе недалеко от Першотравенска, рассказывает, как вечером 7 января молодёжь наряжалась - кто по-праздничному, кто по-чудному, брали изготовленную заранее рождественскую звезду и шли по дворам колядовать. Звезда на высоком шесте представляла собой настоящий фонарь: две стенки из бумаги, наклеенной на каркас в форме звезды, а между ними – горящая свечка. Звезду несли, вращая вокруг оси. Хозяйка двора, в который заходил весёлый «вертеп», выносила колядникам нехитрое угощение - выпечку, яблоки, орехи.

Рассказы разных людей о послевоенном детстве во многом схожи. Слушая их, в очередной раз убеждаешься, что у всех нас - общие корни, нам нечего делить. А вот сообща да с лёгким задором можно преодолеть любые трудности и испытания. Ведь недаром наш народ во все времена так любит и умеет праздновать!


Я вся такая внезапная,… вся угловатая такая,… такая противоречивая вся.© Покровские ворота.
 
FuhrerДата: Среда, 05.01.2011, 09:35 | Сообщение # 62
Знаток
Группа: Пользователи
Сообщений: 268
Награды: 9
Репутация: 10
Статус: Offline
Quote (acetilenka)
В советский период праздник Рождества Христова официально не праздновали, поэтому многие обряды стёрлись из памяти.

че стерлось то?как в церковь ходить?))
господин Dimentor, в предыдущем посте верно написал, что Рождество есть по сути подмена понятия.это верно!ну посудите сами: сколько лет этому "християнству"?2000лет с хвостиком!а сколько религий сменилось? сколько империй пало? сколько культур исчезло и возродилось?опыт и знания накопленные нашими предками намного больше , правильнее и шире, чем свежеиспеченаая вера христова!которая, кстати, совсем не наша, а пришедшая откуда-то из Арамейской пустыни!(семитская?) так что празднуем начло нового светового года, а не невесть что, ДР какого то еврейского дяди.имхо!) biggrin


Чем больше нас - тем меньше их!
Церковь упорно хочет превратить людей в идиотов, а природа
сопротивляется.
 
DimentorДата: Вторник, 18.01.2011, 08:33 | Сообщение # 63
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 584
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline
Крещенский сочельник 18 января

Сегодня вечером православные отмечают Крещенский Сочельник.

Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму (Греческое слово «агиасма» переводится как «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.


- Поехали!
- Кудой?
- Тудой! (с.) Ликвидация
 
DimentorДата: Вторник, 15.02.2011, 10:53 | Сообщение # 64
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 584
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline
15 февраля

Сретение

Первая встреча весны. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. «На Сретень зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет», «Сретение — зима с весной встретились», «На Сретение кафтан с шубой встретился», «На Сретение цыган шубу продает».
Какова погода на Сретение, такова и весна будет. «Тихий и облачный день на Сретение предвещается хороший урожай хлебов и плодов». Если на Сретение случался большой мороз, то снег должен был пролежать недолго, а весна и лето не обещали ничего хорошего. «Если холода завернут — весна холодная, поздняя». Метелица предсказывала, что весна задержится больше, чем обычно, исчерпаются корма для скота. Если утром выпадет снег, будет урожай ранних хлебов; если в полдень — зерновые будут средние; а если вечером — жди неурожая. «На Сретение снежок — весной дожжок».
На Сретение вечером заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же Солнце вовсе не покажется, ожидай строгих Власьевских морозов 24 февраля.
При резком потеплении крестьянин не рассчитывал на большой прибыток в поле и огороде: «Если на Сретение оттепель — урожая кот наплачет». При отсутствии оттепели можно было ожидать погодное, сухое лето. «На Сретение небо звездное — зима не скоро начнет плакать» (весна поздняя).
О весне судили так: ежели на Сретение установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода — весна холодная. «Если на Сретение попьет петух воды, наберется хозяин беды» — зима будет продолжительной. Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная, а не метет, то ранняя. Большие сосульки под крышей — будет добрый урожай кукурузы.
«На Сретение капель — урожай на пшеницу; ветер — плодородие фруктовых деревьев». Снег дорогу переметает — сей просо; ежели же случится оттепель и капель, то сей пшеницу. Если в этот день тихо и красно, то летом будут хороши льны. В этот день начинают закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».


- Поехали!
- Кудой?
- Тудой! (с.) Ликвидация
 
konkordДата: Вторник, 15.02.2011, 11:35 | Сообщение # 65
Гуру
Группа: Проверенные
Сообщений: 545
Награды: 25
Репутация: 8
Статус: Offline
Да Дима! Ентые прогнозы были актуальными лет 70 на зад! Экология была другой, химии столько не было, атмосфера так не загрязнялась как сейчас. В наше же время - предсказать правильно погоду, результаты урожая - трудно. Можно даже сказать - практически не возможно.
Но, будем надеятся, что весна будет ранней и тёплой! И урожай в Украине будет на славу!!! А то как то грустно осознавать, что гречка закуплена в Китае, а картошечка в Египте. sad


Повний привід - повна СВОБОДА!
 
DimentorДата: Понедельник, 28.02.2011, 12:54 | Сообщение # 66
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 584
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline
Масленица — начало сырной недели

Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней.

Масленица, окрывающая сырную неделю, — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленицей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.


- Поехали!
- Кудой?
- Тудой! (с.) Ликвидация
 
DimentorДата: Четверг, 31.03.2011, 11:45 | Сообщение # 67
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 584
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline
Животные в славянской мифологии

Волк - Зверь Дажьбогов

Волк - хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -"серый", "лютый". Слово "волк" вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, "взявши - отдай сполна".

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка - середина зимы. Цвета - серый, белый, черный

Пословицы и приметы:
• Волка нога кормят
• Либо с волками выть, либо съеденным быть
• Сытый волк смирнее ненасытного человека
• Таскал волк, потащат и волка
• Сколько волка не корми, все в лес тянет
• Волки появляются в селениях - голоду.
• Волк дорогу перейдет - к счастью

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси "отпетыми", то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:
• Силен медведь, да в болоте лежит
• Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы
• Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
• Не продавай шкуры, не убив медведя
• Два медведя в одной берлоге не живут
• Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
• Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса - Зверь Макошев

Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:
• Лисичка всегда сытей волка бывает
• Лисой пройти - хитростью
• Кто в чин вошел лисой - править волком будет
• Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
• Лиса и во сне кур считает
• Лиса дорогу перебежала, быть беде.
• Лисий лай услышать - к несчастью.

Заяц - Зверь Ярилин

Заяц - скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой - настовник, осенью - листопадник, а летом - травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле - весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета - перебежал заяц дорогу, быть беде. 'Пень тебе да колода, нам путь да дорога', говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны - белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу - громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца - начало весны. Цвета - белый и серый

Пословицы и приметы:
• Без собаки зайца не поймаешь
• Коня положили, да зайца уходили
• За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
• Заяц по селу бежит - к пожару
• Заяц дорогу перебежал - к несчастью

Прикрепления: 0776388.jpg(102.9 Kb) · 9533670.jpg(86.5 Kb)


- Поехали!
- Кудой?
- Тудой! (с.) Ликвидация
 
DimentorДата: Четверг, 31.03.2011, 11:47 | Сообщение # 68
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 584
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline
Кабан - Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его - то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ' На людях Илья - а дома свинья!'. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья - многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем - и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам - свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья - воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья - символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде - это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря - молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами - белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами - древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана - конец лета. Цвета - золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:
• Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
• Где свинье на небо глядеть!
• Сердит да бессилен - свинье брат.
• Гусь свинье не товарищ.
• Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
• На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь - гроб теши.
• Не пинай свинью - заболеешь.
• Свиньи хрюкают - к беде.
• Свинья чешется - к теплу, а визжит - к ненастью.
• Свинья сено ест - к голоду или к худому покосу.
• Свинья скажет борову, а боров - всему городу

Кошка - Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси - лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки - зима. Цвета - черный, белый

Пословицы и приметы:
• Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
• Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
• Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.
• Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду, распушает хвост - к метели.
• Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
• Язык блудлив, что кошка
• Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь - Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру - сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же - это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь - это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня - конец весны. Цвета - белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:
• Конь споткнулась на пороге - к беде
• Конь воина нюхает - к гибели
• Больной бредит о конях - скоро умрет
• Ржание коня - к добру, но при расставании - к долгой разлуке
• Не в коня корм
• Царство без грозы, как конь без узды
• Счастье на коне, безсчастье под конем
• Свинья коню рылом и по хвост не вышла
• Дареному коню в зубы не смотрят
• Кто в кони пошел - тому и воду везти


- Поехали!
- Кудой?
- Тудой! (с.) Ликвидация
 
acetilenkaДата: Четверг, 12.01.2012, 11:32 | Сообщение # 69
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 515
Награды: 17
Репутация: 10
Статус: Offline
Что такое святки?

Новолетие праздновалось на Руси очень весело, торжественно. Святки, святые вечера — так обыкновенно называются в России, да и не только у нас, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 5 января следующего года.

В переводе со многих европейских наречий «святки» означают «праздники». На святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческого обряда и некоторых христианских воспоминаний о Спасителе мира. К обрядам языческим относятся гадания, игры, наряды. Само же слово «святки» представляет понятие о святости дней по причине отрадного для христианства события. Так в древности с незапамятных времен язычества вошли обычаи и обряды в торжественные святочные дни.

В канун Рождества русские язычники праздновали коляду - день прославления Коляды. По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был богом пиршеств и мира. Некоторые считают, что слово «коляда» происходит от римских календ. Римское происхождение названия праздника вполне вероятно, ведь по древнему исчислению год на Руси так же, как и у римлян, начинался с марта, поэтому и другие заимствования возможны.

Знаменитые шествования ряженых были широко распространены на Руси. История указывает, что и царь Иван Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил одного из бояр за то, что тот не «надел личины».


Я вся такая внезапная,… вся угловатая такая,… такая противоречивая вся.© Покровские ворота.
 
acetilenkaДата: Четверг, 12.01.2012, 11:34 | Сообщение # 70
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 515
Награды: 17
Репутация: 10
Статус: Offline
Как возникло рукопожатие?

Сегодня при встрече или прощании рукопожатие считается вполне естественным. Но, наверное, многие вещи, которые мы делаем не задумываясь, когда-то были очень символичны.

В первобытной жизни, например, рука могла быть символом власти и силы. Ею пользовались в сражениях с врагами, на охоте, для изготовления оружия и орудий труда. Так, рука, вытянутая в сторону другого человека, могла символизировать мирные намерения, с тех пор как этот жест стал означать отсутствие оружия или желания сражаться.

Известно, что жестикуляция имела важное значение в древней религии, например как знак власти. Греки молились своим богам с поднятыми руками. Одно время знаком уважения к старшим был жест, представлявший собой соединение рук ладонью к ладони.

Когда-то среди арабов существовал обычай целовать руки старшим. Позже вежливые арабы стали противиться тем, кто хотел поцеловать их руки. Они стремились опередить поцелуй одновременным пожатием обеих рук.

Древние греки предлагали правую руку, когда хотели выразить незнакомцу дружеские чувства. Таким образом, на протяжении веков рука человека и жесты имели большой смысл. И когда мы, не задумываясь, пожимаем друг другу руки, на самом деле мы продолжаем традицию, дошедшую до нас из древности.


Я вся такая внезапная,… вся угловатая такая,… такая противоречивая вся.© Покровские ворота.
 
acetilenkaДата: Четверг, 12.01.2012, 11:37 | Сообщение # 71
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 515
Награды: 17
Репутация: 10
Статус: Offline
Почему кошка входит в дом первой?

Вселение в новый дом всегда рассматриваюсь как событие не только значительное, но и опасное. На новом месте всегда хотелось начать лучшую жизнь, чем в старом доме. Вот почему все обряды и ритуалы, связанные с новосельем, направлены на одно и то же: погадать и вместе с тем предохраниться от возможных неприятностей.

Первыми в новый дом всегда пускали петуха или кошку. Считали, что если в доме уже поселилась нечистая сила, то пусть она нападет на них, а не на людей. За кошкой можно было входить в дом с иконой и хлебом-солью для добрых домашних духов. Войдя в новый дом, хозяйка прежде всего должна была положить под печку ломоть хлеба и блюдце молока, чтобы приветствовать домового. Только после этого в доме можно было повесить икону и переносить туда домашнюю утварь. Окружающий участок земли также нуждался в охране, для чего по четырем его углам обязательно закапывали по куску ладана.

Большое распространение имел следующий обычай: чтобы новый дом крепко стоял на земле, хозяйка должна была трижды обойти двор и избу нагишом в самый глухой час ночи. Тогда вокруг двора встанет невидимая ограда, через которую никакая нечистая сила пробраться не сможет.

Показанный нами обычай пришел из глубокой древности и был в ходу еще в первой трети нашего века.

Особые ритуалы были связаны и с приведением в новый дом животных, прежде всего коровы и лошади. Скотину нельзя было погонять, ее можно было только приманивать небольшой охапкой сена, чтобы она сама выбирала место в стойле.

Считалось, что домовой лучше хозяина знает, куда какую скотину поставить.


Я вся такая внезапная,… вся угловатая такая,… такая противоречивая вся.© Покровские ворота.
 
Форумы » ФОРУМ » По страницам истории » РОДНАЯ КУЛЬТУРА (В этой теме мы поговрим о нас, т.е. о славянах.)
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Поиск:

Статистика
Форма входа